Автопарк частных грузоперевозчиков и небольших транспортных фирм преимущественно состоит из автомобилей Газель и Валдай, стоимость единицы которых ниже в сравнении с зарубежными машинами аналогичной грузоподъемности. Грузоподъемность такой техники составляет от 1,5 до 6 тонн, что, впрочем, не мешает этим автомобилям быть наиболее востребованным грузовым транспортом у населения и коммерческих структур. Ежедневно по всей России такими машинами отправляются сотни тонн различных грузов: сельскохозяйственная продукция, строительные материалы, металлопрокат, продукты питания и т. п. Кроме этого, Газель и Валдай являются идеальным автомобилем при организации офисных и квартирных переездов, а также перевозки оборудования ремонтных бригад. Каких-то серьезных ограничений по эксплуатации и больших затрат на обеспечения грузовых перевозок такие машины не требуют. Во всяком случае так было до недавнего времени, пока в прессе не появилась так называемая инсайдерская информация из Министерства транспорта Российской Федерации, которая подвергла некоторых владельцев машин Газель и Валдай в шок.
В печатных изданиях и интернет СМИ утверждается, что на недавнем заседании «транспортного министерства», его руководитель — министр транспорта М. Соколов вышел с инициативой о введении сбора за проезд по федеральным автомобильным трассам, который будет взиматься с грузовых машин массой от 3,5 тонн. По словам министра, к такому решению его подтолкнул положительный эффект от работы закона, согласно которому грузовые автомобили массой от 12 тонн теперь платят в федеральный бюджет дорожный сбор, который идет на ремонт дорожного покрытия. «Лишь после того, как закон заработал на полную мощность, нам стало понятно, какой ущерб наносит грузовой транспорт нашим дорогам. Государство вынуждено ежегодно тратить миллионы рублей на проведение капитального ремонта дорожного полотна, не успевая при этом охватить весь объем работ. Причина этого не только в большой протяженности дорог, а также в недостаточном финансировании. Мы полагаем, что владельцы тяжелых грузовиков, которые наносят наибольший ущерб дорожному полотну, просто обязаны включиться в работу по восстановлению покрытия федеральных трасс», — цитируют слова М. Соколова в прессе.
«В странах Западной Европы практика взимания платы с грузовых машин массой от 3,5 тонн за проезд по дорогам государственного значения существует уже относительно давно. Опыт наших соседей наглядно показывает, как можно при участие владельцев не только большегрузных, а также малотоннажных машин содержать дороги в порядке. После принятие поправок в действующее законодательство, мы какое-то время будем отслеживать ситуацию на данном направлении. И если эксперимент окажется удачным, то плата будет взиматься не только за проезд по трассам федерального значения, а также за проезд по региональным дорогам, состояние многих из которых плачевное», — подытожил, как утверждается, свое выступление на заседании Министерства его руководитель. От принятия закона в той его части, которая устанавливает плату за проезд по местным дорогам, пострадают владельцы автомобилей Газель и Валдай, бизнес которых может прекратить существование, — уверены эксперты. Кроме этого, специалисты говорят, что платный проезд машин от 3,5 тонн по дорогам, также негативно скажется на отечественной автомобильной промышленности, которую ждет падение продаж продукции.